Понедельник, 30 Декабря 2024, 19:41

Приветствую Вас, Гость
Меню сайта

Историческая справка  

Как все начиналось...

В архивных документах, хранящихся в РОНО, имеются документы, начавшиеся с августа 1935 года.

На тот момент в  районе 84 человека, работающих в начальных классах и 9 чел. в неполных средних школах, не имели среднего образования и только 6 человек имели высшее образование, было принято решение обязать всех учителей района и дошкольных работников повышать свою квалификацию согласно установленного плана.

На 3 ноября 1935г. было назначено первое заседание семинара. Были оборудованы кабинеты: при Каясанской неполной средней школе – физико-математический, при Чумлякской – химико-биологический. Практически в каждом населенном пункте работали избы-читальни. В декабре  1938 г. в районе имели место случаи скарлатины, в связи с чем приказом по отделу народного образования заведующим и директорам школ указано на необходимость проведения противоскарлатиновой прививки.

С 25.03.1939г. в РОНО работало 8 чел:

- инспектор школ Ваганова М.Д.;

- инспектор школ взрослых;

- инспектор политической просветительской  работы Пупышев Ф.Т.

- дошкольный  инспектор

- счетовод

- статист РОНО

- уборщица Худякова

- конюх Пехтелев

В августе 1939 года  укомплектована Щучанская средняя школа с количеством 18 классов: 16 старших и 2 младших; укомплектована Щучанская неполная средняя школа с количеством 12 классов – 7 старших и 5 младших; укомплектована Щучанская начальная школа №3  10 классов; укомплектована Щучанская начальная №2 – 8 классов.

В 1940-41 гг. в районе было 46 школ.

Мир вступал в пятое десятилетие двадцатого века. Советские люди строили надежное будущее, надеялись на достойную жизнь для будущих поколений. Но Гитлер вероломно напал на СССР, началась Великая Отечественная война. Ушли на фронт и учителя-мужчины. Много их полегло на полях сражений. Те, кто остался, продолжали обучение и воспитание детей. Трудными были эти годы для всех: заготовка дров для отопления школ, нехватка учебников, письменных принадлежностей.

Совет Народных Комиссариатов в октябре 1942 года принял постановление о введении начальной допризывной подготовки учащихся 5-10 классов. В школах появилась должность военрука. Впоследствии начальная военная подготовка вводилась и отменялась. Одни ратовали за ее присутствие в школе, другие были против.

По решению УК ККП/б/ и СНК СССР с 1.12.41г. было введено обязательное обучение с/х труду уч-ся НСШ и СШ:

- 5-6 кл. изучали простые с/х машины, изучали приемы основных полевых работ;

- 7-9 кл. изучали колесный трактор, прицепной инвентарь, борону и т.д.

- 10 кл. изучали гусеничный трактор, сталинец 60, комбайны, агротехнические приемы в полеводстве.

К началу весеннего сезона 1942г. школы должны были направить уч-ся в качестве трактористов на 2-х недельную производственную практику. Планировалось обучить 467 человек из них:

колесный трактор – изучали СШ-250

  • Белоярская НСШ-27
  • Изуч.НСШ – 60 чел.
  • Чумлякская НСШ-50 чел.
  • Сухоборская НСШ-27 чел.
  • Пивкинская НСШ-16 чел.

Гусеничный трактор – изучали 25 чел. а так же в соответствии с решением Исполкома Щучанского совета депутата трудящихся от 15.06.42г. на с/х работы были мобилизированы учителя (26 школ района более 60 чел.)

Отсутствие у некоторых детей одежды и обуви побудило директора Белоярской школы М. Гладких в ноябре 1942 года издать приказ, в котором учителям предписывалось заниматься с такими детьми дома.

Через детские дома прошли сотни и тысячи детей, которых судьба по самым разным причинам обделила семейным теплом и уютом, лишила родительской ласки, заботы.

Из авторитетных свидетельств следует, что на территории Челябинской и Курганской областей в предвоенные годы насчитывалось шестьдесят пять детских домов, в годы Великой Отечественной войны их число возросло до двухсот пятидесяти, к началу 50-х годов сократилось до 93, а в 60-70х. гг. оставались считанные единицы домов детства.

После гражданской и в годы второй мировой войны в нашем районе тоже имелось много детских воспитательных учреждений подобного типа. Это Белоярский, Зайковский, Медведский, Даньковский, Песчанский и Николаевский детдома.

В Чумляке в 1941 году детдом возродил свое существование.  Основным его контингентом оказались воспитанники детских садов и младшие школьники связистов Ленинграда.

21 декабря дети и сопровождающие их сотрудники прибыли в Щучье. Население и руководство района в лице первого секретаря райкома партии Георгия Терентьевича Полыгалова, председателя райисполкома Андрея Спиридоновича Евдокимова душевно встретили их на вокзале и обратились к землякам с просьбой об оказании помощи прибывшим, кто чем может.

Более двухсот ленинградских детей принял Чумляк.   Их разместили в трех школьных зданиях. На долю директора интерната Л.С. Калининой выпало немало трудностей. Скученность, дальняя дорога, неполноценное питание, тоска по дому и родителям делали свое дело. В довершении к этим невзгодам начался тиф. Требовалась поддержка и помощь местных кадров. И в марте 1942 года директором детского дома пришла из Белоярской школы Анна Львовна Богатенкова, имевшая до этого шестилетний опыт работы с сиротами в должности завуча. Молодая, энергичная, общительная, знавшая местные условия, она возглавляла детдом до 1966 года.

Старейшим в районе считался и Белоярский детдом. 43 года он спасал детей от нищеты, голода и холода, давал им путевки в жизнь.

В 1958 году школы перешли с семилетнего курса обучения на восьмилетнее. Среднее образование пока не провозглашалось обязательным, поэтому и получить его было сложнее. После окончания семи классов приходилось учиться в райцентре, за десятки километров от дома родителей, жить  в интернате или снимать квартиру. Немногим это было посильным. Так, из косулинских выпускников семилетки 1958 года  среднее, а затем и высшее, образование удалось получить только двоим.

В семидесятые годы народное образование осуществляло задачу по укреплению связи школы с жизнью. Педколлективы наравне с учебным процессом акцентировали свое внимание на качестве уроков труда и производственной практики.

Фактически вся воспитательная работа в школах района проводилась при опоре  на их комсомольские и пионерские организации.

Основной задачей народного образования на всех этапах развития является совершенствование учебно-воспитательного процесса. Именно с этой целью в начале 70-х годов осуществлялся переход школ на кабинетную систему, преимущества которой очевидны.

Многие жители района повышали свой образовательный уровень через вечернюю и заочную системы обучения. Федеральное министерство просвещения этим формам придавало исключительное значение. Например, в 1963 году оно разработало 15 различных документов, касающихся вечерних и заочных школ.

Время научно-технического прогресса требует грамотных людей. Чтобы шагать в ногу со всем цивилизованным миром, на 22 съезде партии в 1962 году поставлена задача перехода страны ко всеобщему среднему образованию. Для того, чтобы ее выполнить, требовались новые, причем, типовые школьные здания. Руководители базовых предприятий помогли своим землякам построить школы.

В середине 90-х годов началась перестройка. Это слово звучало очень часто. Это слово звучало очень часто. Вначале его произносили с надеждой на улучшение нашей жизни. Но шли месяцы, годы, а дела были все хуже и хуже. Недостаток материальных средств испытывало и народное образование. Но несмотря на трудности, в Министерстве просвещения и на местах продолжался поиск методов для улучшения учебно-воспитательного процесса. Так, в школьную жизнь вторглась новая образовательная стратегия: осуществление качества образования на основе глубокой демократизации жизни, гуманизация обучения и воспитания. Осуществление этого принципа возможно при вариативности образования. Времена единых общеобразовательных, жестко регламентирующих все и вся учебных планов прошло. На основе базисного плана у педколлективов  появилась возможность составлять свой учебный план, исходя из интересов учащихся, потребности родителей и возможностей школы.

Вводимый принцип наполнения учебного плана позволил ввести новые предметы, например, художественную культуру, экономику, ритмику. Стало возможным увеличение часов для изучения предметов по выбору самих учащихся, на занятия с одаренными детьми.

Об успехах своих и задачах рассказывали педагоги на августовском совещании 1998 года. В выступлениях заведующей РайОНО Г.С. Тарабукиной и учителей шла речь и о воспитании наших детей в современных условиях.  

Образовательная система района выдерживала серьезные испытания последнего времени и полностью сохранена.